МОУ средняя общеобразовательная школа №31

г. Белгород, ул. Костюкова, 20, тел. (0722) 25-06-87

e-mail: school31belgorod@yandex.ru

Деловая игра

Выпуск праздничной газеты, посвященной 60-летию Великой Победы, с использованием компьютерной техники

Автор: учитель информатики Чмелёва Светлана Сергеевна

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Форма организации:

Деловая игра

Цели урока:

Актуализировать личностный интерес учащихся к процессу создания газеты.

Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Создать условия для развития у детей умений общаться.

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по темам "Текстовый редактор", "Электронные таблицы", "Работа с графикой", "Работа с устройствами ввода и вывода", "Работа с файлами в операционной системе Windows"  при подготовке материала и создании газеты.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению

новых знаний о составе редакционной коллегии, профессиональных обязанностях каждого члена редакции, о процессе создания газеты;

и способов деятельности: компьютерной верстки.

Логика урока:

Мотивация → актуализация комплекса знаний и способов деятельности → самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях → контроль и самоконтроль → коррекция → рефлексия

Структура урока:

1.      Организационный этап.

2.      Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

3.      Этап применения изученного.

4.      Этап контроля и самоконтроля.

5.      Этап коррекции.

6.      Этап информации о домашнем задании.

7.      Подведение итогов учебного занятия.

8.      Этап рефлексии.


План урока:

Этап урока

Задачи этапа

Содержание

Показатели и условия выполнения

Методы и приемы

1. Организационный этап

-      Обеспечить нормальнуювнешнюю обстановку для работы на уроке.

-      Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

-      Приветствие.

-      Фиксация отсутствующих.

-      Проверка подготовленности учащихся к уроку.

-     Проверка подготовленности кабинета к уроку.

-      Организация внимания школьников.

-      Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

-      Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

-      Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе.

-      Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

"Рада приветствовать Вас в стенах нашей школьной редакции!"

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

-      Показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

-      Постановка перед учащимися учебной проблемы.

-      Формулирование целей урока вместе с учащимися.

-      Понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

-            Формулировка целей урока в действиях учащихся.

Постановка привлекательной цели

3. Этап применения изученного

Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

-      Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.

-      Использование форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях.

-      Стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

-      Поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы.

1.   Разноуровневые самостоятельные работы

2. Групповая работа

4. Этап контроля и самоконтроля

-      Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий.

-    Выявление недостатков и их причин в знаниях и способах действий уч-ся.

-      Проверка сформированности общих учебных умений.

-      Комментирование действий уч-ся.

Анализировать не только правильность выполнения работы, но и ее самостоятельность, оригинальность, стремление ученика находить разнообразные способы выполнения заданий

Разноуровневые самостоятельные работы

5. Этап коррекции

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков.

Организация деятельности уч-ся вариативного уровня усвоения знаний по решению нестандартных задач

Применение развернутых инструкций с регулярным контролем

6. Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

-      Информация о дом. задании.

-      Мотивирование выполнения.

Наличие индивидуальных заданий (по интересам и степени сложности).

Соответствие содержания дом. работы уровню обученности уч-ся

Индивидуальные дом. задания

7. Подведение итогов учебного занятия

Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся

Подведение итогов урока

-      Четкость и краткость.

-      Умение давать качественную характеристику работы класса.

Сообщение учителя

8. Этап рефлексии

Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

Развитие способностей к рефлексии

Настенные стенды


Оборудование:

1.    Ватман – 2 листа;

2.     Бумага формата А4 разного цвета;

3.      Бумага формата А3 – 3 листа (для рефлексии);

4.      Узкие полоски (1/16 часть листа формата А4) – по 2-3 на каждого ученика;

5.      Обои с рисунком "красный кирпич" (3-4 м) – фон газеты;

6.      Ножницы (5-6 шт);

7.      Клей ПВА (наклеить обои на ватман);

8.      Кисти для работы с клеем (2-3);

9.      Скотч (крепление всех элементов к газете);

10.  Дырокол (для отрывных листов календаря);

11.  Металлическая часть от скоросшивателя и картон (для крепления календаря);

12. Папка для ведущих (2 шт);

13.  Беджи для учащихся и учителя.

Дидактический материал:

1.      Инструкции для обработки каждого элемента газеты с заданными параметрами и кратким пояснением к выполнению.

2.      Сводная таблица распределения между учащимися элементов газеты для обработки с указанием исходных файлов, номеров посадочных мест.

3.      Файлы-заготовки с материалом для газеты: детские сочинения на тему "Защитники Отечества в моей семье", стихи, интервью с ветеранами микрорайона и пр. (набранные в одном из текстовых редакторов обычным стилем без форматирования во время изучения темы "Текстовый редактор").

4.      Файлы с фотографиями о войне (отсканированные учащимися при изучении темы "Устройства, подключаемые к компьютеру" и обработанные в одном из графических редакторов при изучении темы "Графический редактор").

Техника и программное обеспечение:

1.      Рабочие места за компьютерами:

-         Excel 2000    - 1;

-         Word 2000   - остальные.

2.      Принтер сетевой формата А4;

3.      Сканер (использовался ранее для оцифровки фото);

4.     Звуковая карта, колонки:

-         песни военных лет;

-         программа для воспроизведения звуковых файлов.

Подготовка и оформление кабинета:

·        Столы составлены вместе, чтобы уместить всю газету (2 ватмана вдоль). Учащиеся сидят "за круглым столом".

·        Около принтера подготовлена цветная бумага для печати.

·        В папках каждого ученика должны быть подготовлены файлы для обработки.

 

Ход урока:

1.       Организационный этап

2.       Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Процесс создания газеты – очень длительный. Он занимает не одну неделю:

·        сначала редактором совместно с ответственным за выпуск утверждается тематика и дизайн газеты;

·        потом осуществляется подбор материала из предложенного журналистами;

·        затем по заданию редактора журналисты литературно обрабатывают отобранные в номер материалы; корректоры вносят в них необходимые исправления и отдают их наборщикам текста;

·        так же фотокорреспонденту и художнику дается задание проиллюстрировать указанные редактором темы.

·        когда все материалы готовы, начинается вёрстка, т.е. сборка газеты.

-         Какой темой пронизаны все мероприятия, проводимые в этом году у нас в стране?

("60-летие Великой Победы")

-         Какой материал можно поместить в школьную стенгазету, посвященную 60-летию Великой Победы?

(Материал мы подобрали, литературно обработали и набрали, изучая тему "Текстовый редактор".)

-         Что мы можем использовать в качестве иллюстраций?

(Принесенные фотографии, отсканированные и обработанные в графическом редакторе)

-         Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

(Оформлять, собирать газету)

Наша цель сегодня - та самая вёрстка газеты, т.е., как я уже говорила, финальная стадия. В конце урока из подготовленных материалов у нас должна получиться праздничная газета, посвященная 60-летию Великой Победы.

Вы попробуете себя в роли операторов компьютерной верстки, и, кто знает, возможно, после окончания школы, кто-то из вас устроится работать в редакции одной из наших областных газет или создаст свою.

В нашей газете будут присутствовать элементы разной природы: заголовок, календарь, отсчитывающий оставшиеся дни до Дня Победы, фотографии с пояснительным текстом, сочинения, стихи.

-         Какие знания могут нам пригодиться в ходе работы?

(знания по работе с текстом, графикой, устройствами ввода, вывода)

-         У нас в наличии только черно-белый принтер. Как нам добиться красочности?

(за счет использования цветной бумаги и обоев)

-         Некоторые элементы газеты (например, заголовок) очень большие, а у нас принтер А4 формата. Как быть?

(разбить на страницы, а затем склеить)

-         Какие изученные нами программы позволяют оформить заголовок?

(Word – объекты WordArt)

-       С помощью какой программы можно сделать календарь?

(Word, Excel)

-        Почему выбраны именно электронные таблицы, ведь в Word'е также можно работать с таблицами?

(есть возможность автозаполнения ячеек)

-         Какая технология позволит нам объединить объекты разной структуры, такие как текст и графику?

(OLE - технология внедрения и связывания объектов)

-         Как будем оформлять фото с текстом?

(вставить рисунок и текст, установить альбомную ориентацию листа, все оформить в две колонки)

3.       Этап применения изученного

Нам с вами предстоит очень серьезная работа - подвести итог изучению темы "Информационные технологии": оформить и разместить на страницах нашей газеты подготовленный нами материал.

Каждому из вас предстоит оформить какой-то из элементов газеты.

К каждому материалу прилагается инструкция, следуя которой вы оформляете материал и выводите на печать. Перед этим не забудьте заправить принтер бумагой соответствующего цвета.

Распечатанный материал несете к газете и приклеиваете. Не забывайте, что вы работаете в коллективе, и нужно будет посоветоваться с остальными, как и где пристроить ваш материал.

Учащиеся договариваются, кто какой материал будет оформлять, в зависимости от того, какие у них есть в наличии. Разбирают инструкции. Уходят за компьютеры.

4.       Этап контроля и самоконтроля

Учитывая параметры собственного материала, учащиеся самостоятельно выполняют по его обработку. Следят за тем, чтобы все элементы уместились на лист А4 и отвечали требованиям, указанным в инструкции.

5.      Этап коррекции

Согласно критериям правильности оформления различных элементов, учащиеся корректируют свои действия.

6.       Этап информации о домашнем задании

В качестве домашнего задания для вас будет подготовка к созданию праздничной открытки формата А4 к 8 Марта. Вашей задачей будет – разработать макет, подобрать материалы, иллюстрации. Продумайте ключевые моменты в работе над открыткой. А на самом уроке останется лишь сверстать ваше поздравление.

7.       Подведение итогов учебного занятия

Посмотрите, какая у нас с вами получилась замечательная газета! Отсутствие в нашем распоряжении цветного принтера ничуть не помешало стать газете такой нарядной и красочной.

-         Какие возникли трудности при обработке материала?

-         Были у вас моменты, когда текст переходил на вторую страницу?

-         Как вы решали эту проблему?

-         Выделите основные операции, используемые вами при вёрстке материала.

(задание параметров страницы, выбор ориентации страницы, форматирование символов и абзацев, вставка объектов, печать)

Оценка деятельности класса в целом и каждого учащегося в отдельности.

8.       Этап рефлексии

"Настенные стенды"

На доске – 3 листа формата А3 – 3 стенда: "Стенд идей", "Стенд жалоб", "Стенд проблем". На полосках бумаги учащиеся пишут свои идеи, жалобы или описывают проблемы, возникшие в работе, и приклеивают на соответствующий стенд.

Идеи – пригодятся при выполнении домашнего задания.

Жалобы – информация о настроениях учащихся.

Проблемы – учитываются учителем в построении дальнейшего процесса обучения.

Первые шаги на пути к профессиональной верстке вами уже сделаны. Пробуйте, ищите себя в разных профессиях. Лепите свое будущее. Пусть годы, проведенные вами в школе, не пройдут бесследно. Я надеюсь, те знания, которые мы даем вам, еще не раз пригодятся в разных жизненных ситуациях. Во всяком случае, оформить себе реферат или профсоюзный уголок на предприятии вы уже сможете. Удачи!

Инструкции к выполнению

Элемент: ЗАГОЛОВОК ГАЗЕТЫ

Размер заголовка: 870 мм x 210 мм

Текст: К 60-летию Великой Победы

Формат вывода: А4 – 3 листа, альбомная ориентация

Цвет: серый

Образец:

Порядок выполнения работы:

1.      Задать альбомную ориентацию страницы, установить поля по 1 см со всех сторон.

2.      Оформить заголовок: подобрать шрифт, кегль, чтобы каждое слово располагалось на отдельной странице и не было большого расстояния до боковых границ.

3.      Предварительного просмотреть получившееся

4.      Вывести на печать

5.      Файл сохранить на диске D: в папке D:\Газета под именем Заголовок;

6.      Обрезать перекрытия, склеить листы клеем, прикрепить к ватману скотчем.

Элемент: КАЛЕНДАРЬ (отрывные листы)

Инструмент: MS Excel

Текст: 80 дней, 79 дней, … 1 день

Размер: 50 x 409, по 4 шт. на А4

Формат вывода: А4, книжная ориентация, 20 листов

Цвет: разные, чередование

Образец:

 

Порядок выполнения работы:

1.      Открыть MS Excel

2.      Установить масштаб 25%

3.      Задать высоту строк 409

4.      Задать ширину столбцов 50

5.      В ячейке А1 ввести текст: «80 дней»

6.      Установить формат для всей таблицы [Формат – Ячейки…] кегль 100; выравнивание – по центру и по горизонтали, и по вертикали; включить перенос по словам

7.      В ячейку B1 ввести текст: «79 дней»

8.     Выделить A1:B1, применить автозаполнение до 71

9.      Исправить для 74-72 «дней» на «дня», 71 «день»

10.  Скопировать A1:J1 в A2 и исправить 80 на 70, 79 на 69 и т.д.

11.  По образцу A1:J2 автозаполнить до 1 дня

12.  Исправить 14-11 «дней»

13.  Масштаб 10%

14.  Установить поля на странице по 0,5 см, от колонтитулов по 0 см, включить Центрировать горизонтально и вертикально

15.  У чётных столбцов поставить границу слева

16.  У нечётных строк поставить границу снизу

17.  Вывести на печать

18.  Файл сохранить на диске D: в папке D:\Газета под именем Календарь

19.  Листы разрезать, разобрать по порядку, пробить дыроколом, прикрепить

Элемент: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ФОТО С ТЕКСТОМ

Инструмент: MS Word

Исходный материал: файлы doc и jpg в папке ученика

Размер: А4

Формат вывода: А4, книжная ориентация - 1 лист

Цвет: жёлтый

Образец:

Порядок выполнения работы:

1.      Установить поля страницы: сверху и снизу – 2 см, слева и справа – 1,5 см

2.      Вставить рисунок из файла, выровнять абзац по центру, убрать отступ первой строки, перейти на новую строку

3.      Вставить файл с текстом

4.      ФИО оформить следующим образом: Arial, 18, Жирный, выравнивание по центру;
отступы абзаца: перед – 12, после – 18

5.      Выделить оставшийся текст, оформить его в 2 колонки

6.      Подобрать размер шрифта и междустрочный интервал таким образом, чтобы текст уместился на одной странице, выровнять по левому краю, отступ слева и справа – 0 см, отступ первой строки – 1 см;

7.      Автор – выравнивание по правому краю

8.      Включить расстановку переносов

9.      Когда получилась 1 страница – вывести на печать

10.  Файл сохранить на диске D: в папке D:\Газета под своим именем.

Элемент: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ФОТО

Инструмент: MS Word

Исходный материал: файлы с изображениями в папке ученика

Размер: 12,65 см х 19 см

Формат вывода: А4, книжная ориентация - 1 лист на 2 фото

Цвет: розовый, голубой

Образец:

Порядок выполнения работы:

1.     Установить поля страницы со всех сторон по 1 см

2.      Отступы абзаца слева, справа – 0, перед – 0, после – 66, 1-я строка – 0, междустрочный интервал – одинарный, выравнивание по центру

3.      Вставить 1-й рисунок из файла, перейти на новую строку

4.      Вставить 2-й рисунок из файла

5.      Вывести на печать

6.     Файл сохранить на диске D: в папке D:\Газета под своим именем

7.      Лист согнуть пополам, разрезать канцелярским ножом

Элемент: ВЕРТИКАЛЬНОЕ ФОТО С ТЕКСТОМ

Инструмент: MS Word

Исходный материал: файлы doc и jpg в папке ученика

Размер: А4

Формат вывода: А4, альбомная ориентация - 1 лист

Цвет: желтый

Образец:

Порядок выполнения работы:

1.      Установить поля страницы: сверху, снизу, слева и справа – 2 см,
ориентация страницы – альбомная;

2.     [Формат - Колонки] - 2 колонки, убрать опцию "Одинаковой ширины", ширина 1-й колонки – 10 см, промежуток – 1,5 см, остальное не трогать

3.     Вставить рисунок из файла, выровнять абзац по центру, убрать отступ первой строки, перейти на новую строку

4.      Вставить файл с текстом

5.      На 1-й строке после ФИО вставить разрыв колонки

6.      ФИО оформить следующим образом: Arial, 18, Жирный;
отступы абзаца: перед – 12, после – 18

7.      Подобрать размер шрифта и междустрочный интервал таким образом, чтобы текст уместился на одной странице, выровнять по левому краю, отступ слева и справа – 0 см, отступ первой строки – 1 см;

8.      Автор – выравнивание по правому краю

9.      Включить расстановку переносов

10.  Когда получилась 1 страница – вывести на печать

11.  Файл сохранить на диске D: в папке D:\Газета под своим именем

Элемент: СТИХОТВОРЕНИЕ

Инструмент: MS Word

Исходный материал: файлы с названиями стихотворений  в папке ученика

Размер: А5

Формат вывода: А4, альбомная ориентация,  2 стихотворения на 1 лист

Цвет: зелёный

Образец:

Порядок выполнения работы:

1.      Установить поля страницы: сверху, снизу, слева и справа – 2 см,
ориентация страницы – альбомная;

2.      [Формат - Колонки] - 2 колонки, с разделителем, промежуток – 2 см

3.    Вставить файл  с 1-м стихотворением

4.      Вставить разрыв колонки

5.     Вставить файл  со 2-м стихотворением

6.      Заголовки оформить следующим образом: Arial, 18, Жирный, по центру;
отступы абзаца: слева, справа и 1-я строка – 0, перед – 0, после – 3

7.      Автор: размер шрифта – 14, курсив, по правому краю, отступ после абзаца - 6

8.      Текст стихотворения: размер шрифта – 14, выровнять по левому краю,
отступ после абзаца – 6

9.      У текста стихотворения установить отступ слева так, чтобы текст был примерно по центру колонки

10.  Оформить оба стихотворения, вывести на печать

11.  Файл сохранить на диске D: в папке D:\Газета под именем "Стихи"

Элемент: Календарь (фон)

Инструмент: MS Word

Исходный материал: файл с изображением пламени  в папке ученика

Размер: А4

Текст: ДО ДНЯ ПОБЕДЫ ОСТАЛОСЬ

Формат вывода: А4, книжная ориентация

Цвет: розовый

Образец:

Порядок выполнения работы:

1.     Открыть MS Word.

2.      Установить поля страницы по 0,5 см со всех сторон.

3.      Вставить рисунок с пламенем.

4.      Выровнять по центру, убрать красную строку.

5.      На панели Рисование активизировать инструмент Надпись.

6.      Формат надписи: нет заливки, нет линий, высота 9 см, ширина 20 см, горизонтальное выравнивание – по центру. Дополнительно: положение по вертикали 5 см ниже страницы.

7.      Ввести текст в три строки: До 8 Дня Победы 8 осталось, подобрать шрифт и размер, выровнять по центру.

8.      Предварительно просмотреть и убедиться в том, что текст не доходит до 14 см (по вертикальной линейке).

9.     Вывести на печать.

10.  Файл сохранить в папке D:\Газета под именем КалендарьФон.doc

Элемент: НАД ВЫПУСКОМ РАБОТАЛИ

Инструмент: MS Word

Исходный материал: файл Над выпуском работали.doc  в папке D:\Газета

Размер: 21 cм х 9 см

Формат вывода: А4, книжная ориентация – 1 лист

Цвет: серый

Образец:

Порядок выполнения работы:

1.      Открыть MS Word.

2.      Установить поля страницы по 1 см со всех сторон.

3.      Строки «Над выпуском работали» и «Огромное спасибо» отформатировать следующим образом: Arial, 14, Ж, по центру, отступ до и после абзаца по 6 пт.

4.      Первая колонка таблицы: Ж, К
Вторая колонка: К.

5.     В свойствах таблицы укажите высоту строк точно 0,7 см.

6.     Строку «Номер свёрстан» выровнять по центру.

7.      Убрать границы.

8.      Предварительно просмотреть и отправить на печать.

9.      Файл сохранить с тем же именем в папке D:\Газета.

10.  Лист свернуть, разрезать канцелярским ножом.


Элемент: СОЧИНЕНИЕ

Инструмент: MS Word

Исходный материал: файлы с сочинениями учеников в их папках

Для всего текста: установите отступы абзаца: слева, справа, перед и после – по 0, отступ первой строки – 1 см.

Заголовок: Arial, 16, Ж, по центру. отступ перед абзацем – 6, после – 3

Фамилия ученика: по правому краю, курсив.

Шрифт и междустрочный интервал подобрать самостоятельно

Цвет: оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый

Кол-во сочинений

Примечания к оформлению

Ориентация

Образец

1

1

 

книжная

2

2

 

альбомная,
2 колонки
с разделителем промежуток 2 см

3

2

между сочинениями вставить строку из минусов (линия разреза)

книжная

4

3

между 1-м и 2-м сочинениями вставить строку из минусов (линия разреза)

альбомная,
2 колонки
с разделителем промежуток 2 см

5

4

между 1-м и 2-м сочинениями вставить строку из минусов (линия разреза)

альбомная,
2 колонки
с разделителем промежуток 2 см

между 3-м и 4-м сочинениями вставить строку из минусов (линия разреза)

 

Используются технологии uCoz